На мой взгляд, мы (и поляки тоже) многого не видели, не видим и не хотим видеть в наших отношениях, а это как раз вносило, вносит и будет вносить и негативный элемент в наше сосуществование.
Украина и Польша — две соседние страны, два соседних народа, исторические судьбы которых тесно сплелись и объединились с самого начала их появления на исторической арене Европы. Эти народы имеют много общего, а часто даже взаимозависимого и неделимого, что ярко вырисовывается на протяжении второго тысячелетия. Но было много и недоразумений и противостояний, которые, вылившись во взаимную борьбу, в итоге привели к потере независимости обеими народами и к их порабощению более сильными соседями.
В большую мировую жизнь украинцы и поляки вышли из одной колыбели, о чем свидетельствует старинная польская легенда: «Давным-давно жили три брата: Лях, Чех и Рус. Однажды они выступили в путь, чтобы найти земли для своих будущих государств. Одно место понравилось Ляху, он остановился там и заложил город Гнезно (первая столица Польши, центральный город лехицкого племени полян). Чех же пошел дальше на юг, а Рус на восток, где они также заложили свои города». Конечно же, легенда не является достоверным историческим источником, но она имеет определенный смысл. О чем свидетельствует тот факт, что формирование украинского и польского государства в IХ—Х вв. происходило вокруг племен с одинаковым названием — поляны.
Начало непримиримых противоречий в украинско-польских отношениях было положено в Х в., когда в жизни Польши и Киевской Руси состоялись одинаковые по форме, но совсем разные по содержанию события, которые со временем отнесли оба народа к различным, как по развитию, так и по мировоззрению, мирам. В 966 г. польский князь Мошко I принял христианство в Ратизбоне над Дунаем, бывшей столице восточных франков. Через 22 года после этого вопрос христианизации встал и перед князем Киевской Руси Владимиром, но он отдал преимущество Византии. Для того времени такое решение Владимира было конечно оправданным, так как Византия была самым могущественным и самым цивилизованным государством того времени, но историческая перспектива со временем оказалась не за ней.
Но украинско-польские взаимоотношения, не принимая во внимание принадлежность обеих стран к различным, а иногда и враждующим духовным столицам, в средневековье, хоть и омрачались соперничеством за Червеньски города, в целом же не выходили за рамки тогдашнего добрососедства, что подтверждают многочисленные династические брачные союзы. Так, Святополк Окаянный (1015—1019 гг.) был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, Изяслав Ярославович (1054—1078 гг.) — на сестре польского князя Казимира, племянница Изяслава Мстиславича (1146—1154 гг.) была замужем за польским королем Болеславом Кучерявым, Юрий Львович (1301—1308 гг.) женат на сестре Влодислава Локетка и т.д.
Зависимость исторических судеб обоих народов трагически сказалась в XIII в., когда в декабре 1240 г. Киев, а в начале 1241 г. Краков были напрочь разрушены татаро-монголами. 9 же апреля 1241 г. воины Пайдара под Легницей разбили возглавляемое Генрихом Побожным объединенное польское войско, но дальше восточные завоеватели не продвинулись, так как их военный потенциал уже был исчерпан. Ослаблению наступательного натиска монголов в значительной мере способствовало ожесточенное сопротивление на территории Киевской Руси. Украинцы получили при этом сокрушительный удар, после которого уже не смогли прийти в себя и возобновить собственную государственность, — такой огромной ценой они спасли западных соседей, в том числе и государство польского народа.
Конец средневековья ознаменовался объединением двух народов в одном государстве — Речи Посполитой, которое начиная с XIV в., со времени упадка последнего очага украинской государственности Галицко-Волынского княжества, начало собирать земли бывшей Киевской Руси. Но существование в общих границах, базировавшееся на господстве одного (польского, католического) и понижении другого (украинского, православного) народа, только вызвало ряд недоразумений и недоверие, на почве религиозных (в первую очередь), этнических, культурных и экономических разногласий, существовавших между ними. Такая ситуация сказалась во времена новой истории негативными последствиями как для украинцев, так и поляков.
Трехсотлетнее безгосударственное существование украинского народа не смогло заглушить в нем стремления к собственной государственности. Поэтому появление в политической жизни Украины XVII в. Б.Хмельницкого вполне закономерно. Вместе с тем события польской и украинской истории, к развитию которых привел Хмельницкий, во второй раз должны убедить оба народа в нераздельности их судеб.
Кровавая, жестокая борьба между украинцами и поляками, начавшаяся в 1648 г., привела только к взаимному обескровливанию и обессиливанию. Этим немедленно воспользовались соседи. Вследствие этого Украина оказалась под протекторатом Московского царства, а Польшу поглотил «шведский потоп». Управиться с этими напастями обе страны поодиночке не смогли, и спустя сто лет их постигла судьба Киевской Руси XIII в. В 1764 г. упразднили автономию украинских земель в составе Российской империи, а через 31 год после этого вследствие трех разделов 1772, 1793 и 1795 годов была ликвидирована независимость Польши. На конец XVIII в. украинские и польские земли были разделены между Россией, Австрией и Пруссией, львиную часть которых захватила себе первая.
XIX в. для обоих порабощенных народов прошел под знаком национально-освободительной борьбы. Украинское движение представляли: Руська трийця (30-е годы XIX в.), Кирилло-Мефодеевское братство (1845— 1847 гг.), Головна руська рада (1848 г.), украинские общины (вторая половина XIX в.); польское — тайные организации первых десятилетий (Общество Филоманов. Патриотическое общество и др.), вооруженные восстания 1831, 1846 и 1863 годов, национальный подъем во время «весны народов» 1848 г. Хотя украинское и польское движения в своей борьбе продвигались разобщенно, а иногда даже враждовали друг с другом, но у них были и общие черты: в их становлении и развитии участвовали выдающиеся деятели польской и украинской культур — А. Мицкевич был членом Общества Филоманов, Т. Шевченко — Кирилло-Мефодеевского братства: направлены же они были против одних и тех же поработителей.
Звезда свободы засияла над горизонтом национально-освободительной борьбы в начале XX в. Хоть, как и в XIX в., украинцы и поляки в своем стремлении к независимости шли отдельно, но уже параллельным курсом — социалистическим. В конце XIX — начале XX веков создаются польские и украинские социалистические партии. Характерным же для обоих движений было то, что именно из социалистического лагеря вышли будущие лидеры украинского и польского государств: С. Петлюра стоял у истоков Украинской социал-демократической партии, Ю. Пилсудский — Польской партии социалистической.
Взрыв Первой мировой войны и революционные события, охватившие после нее всю Европу, подняли на гребень волны перемен украинское и польское национальные движения. Но устаревшие стереотипы и подходы к оценке друг друга у политических лидеров, а также стереотипы общественного сознания не позволили в начале XX в. полноценно решить вопрос государственного возрождения украинцев и поляков. Как и в XVII в., оба народа больше энергии израсходовали на борьбу друг против друга, а не против общих врагов. Но отличительной чертой взаимной борьбы начала XX в. было то, что в конце нее появилось взаимное осознание общности судьбы. 25 марта 1920 г. на политическом банкете по случаю польско-украинских переговоров один из наиболее выдающихся польских лидеров Игнаци Дашинский заявил: «В истории мы читаем, что не раз и не два лилась совсем ненужная польская и украинская кровь в борьбе между собой, борьба обессилила оба народа и довела до потери самостоятельности и Украиной, и Польшей перед врагами более сильными, которые только и ждали, когда мы обессилим, чтобы набросить на нас и на вас иго неволи, тяжелые кандалы угнетения. Но сейчас Польша становится на путь нового взаимопонимания с Украиной, и я здесь торжественно заявляю, что, по моему мнению, не может быть свободной Польши без свободной Украины и свободной Украины без свободной Польши». К сожалению, это взаимопонимание пришло слишком поздно. Украина к тому времени свою независимость уже потеряла. В отношении Польши пророческие слова Дашинского осуществились через каких-то 19 лет. В 1939 г. состоялся очередной раздел Польши между Советским Союзом и Третьим Рейхом, вследствие которого она, как и двести лет назад, вслед за Украиной потеряла свою независимость и государственность вообще.
Вторая мировая война, которой, как и первой, была присуща взаимная вражда украинцев и поляков, не внесла никаких изменений в положение украинского народа. Польской же народ возобновил свою государственность, но ее существование было всецело под контролем СССР.
В конце XX в. почти одновременно в Польше и Украине вспыхнули национальные и антикоммунистические движения. 10 ноября 1980 г. был официально зарегистрирован независимый профсоюз «Солидарность», десять лет деятельности которой завершились 25 ноября 1990 г. избранием первого посткоммунистического президента Польши Л. Валенсы и поворотом Польши к европейской семье народов. В 1989 г. было основано Народное движение Украины за перестройку. Его активный труд на поприще национально-государственного возрождения содействовал принятию Верховным Советом УССР 16 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 г. — провозглашению Акта независимости Украины.
Восстановление польской и украинской государственности в конце XX в. ознаменовалось коренным изменением польско-украинских отношений. В 1990 г. польский сенат осудил операцию «Висла». Первым государством, которое уже на второй день после проведения 1 декабря 1991 г. референдума в поддержку Акта провозглашения независимости Украины и проведения первых в истории Украины всенародных выборов Президента, признало независимость Украины — была Республика Польша. В мае 1992 г. между Украиной и Польшей был подписан Договор о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве. Наконец, на официальном уровне, в совместной декларации Президента Украины и президента Республики Польша в июне 1996 г., было засвидетельствовано то, о чем еще в начале века говорил И. Дашинский: «Существование независимой Украины содействует утверждению независимой Польши, так же, как существование независимой Польши содействует утверждению независимой Украины».
Подводя итог, можно сказать следующее. Даже такой беглый обзор тысячелетней украино- польской истории дает возможность заметить, что красной нитью сквозь нее проходит именно объединительный мотив. Только вместе и в мире друг с другом мы могли существовать. Стоило же во взаимоотношения между украинцами и поляками вкрапиться вражде, как сразу оба народа оказывались в роли порабощенных народов. Украина и Польша — это не только соседние страны, а два народа, которым сама история уже несколько раз указывала на общность их судьбы. Поэтому на пути в III тысячелетие, если мы не хотим в очередной раз потерять свою государственность (это в равной мере касается и украинцев, и поляков), мы не должны разойтись как тысячу лет назад, а став на одну дорогу, отказавшись от старых разъединяющих стереотипов, взяв на вооружение только то, что нас объединяет, вместе идти в европейскую семью народов.
Александр ЛЯШЕВ, военнослужащий
пгт. Десна Черниговской области